Секреты микс-инженеров: Тони Мазерати
John Legend: «Save Room»
Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в марте 2007 года
Тони Мазерати рассказывает, как он обрабатывал звук для хита «Save Room»
Пол Тинген
Итало-американский микс-инженер Тони Мазерати (Tony Maserati) приобрёл свой опыт, работая в 80-х годах в студии Sigma Sound Studios (Нью-Йорк). Он сотрудничал с различными артистами жанра R&B и танцевальной музыки. Среди его клиентов были Whitney Houston, Lisa Lisa и Tom Tom Club. В 1989 году он пошёл на «вольные хлеба» и первоначально работал в качестве инженера записи, микс-инженера и продюсера, но скоро начал специализироваться на сведении. После двух десятилетий проведённых в коммерческих студиях, Мазерати строит теперь свою собственную студия на севере Нью-Йорка, названную Una Volta. Но, тем не менее, он всё ещё постоянный клиент в самых больших студиях на восточном и западном побережьях.
В качестве микс-инженера, Мазерати помог сформировать звук нью-йоркского хип-хопа и R&B. Его работы – это типично большой и мощный низ, и гладкие, бархатные верха. Мазерати микшировал песни для сотен артистов. Среди них: kd Lang, Mary J Blige, David Bowie, Usher, Puff Daddy, Notorious BIG, Jay-Z, R Kelly, Maxwell, Destiny's Child, Jennifer Lopez, Alicia Keys, Lil' Kim и Will Smith. В 2004 году он получил премию Grammy за работу над песней «Crazy In Love» (Beyoncé Knowles). Также, он был выдвинут на четыре номинации Grammy за работу над альбомом Elephunk группы Black Eyed Peas. «Я всегда работал с жанрами R&B, хип-хоп и поп. Они очень совместимы друг с другом, и мы расширяем границы технологии» - говорит Тони. «Даже в те дни, когда мы ещё работали с аналоговой лентой, мы делали триггеринг сэмплов, гейтинг, работали с петлями и т.д. В последние годы и рок-н-ролл приближается к нам – он тоже теперь исследует технологию».
Из коробки
В отличие от многих звуко- и микс-инженеров, Тони Мазерати не очень любит работать только лишь с одним программным обеспечением. Это происходит не потому, что так он упускает наглядный ручной контроль аналогового микшера, а потому, что он думает, что аппаратные средства кажутся лучше. «Сегодняшний хип-хоп и R&B реально расширяют цифровую технологию, используя плагины и делая всё в «одной коробке». Я не занимаюсь сведением в «коробке». Это не вопрос наличия или отсутствия всех кнопок и фейдеров в моём непосредственном распоряжении, поскольку я, по большей части, делаю сведение в своей голове. Я помню всё, что должен сделать, и таким образом, мне не обязательно обладать возможностью одновременно нажать две или более кнопок…Проблема заключается в том, что работая в «коробке», я не буду состоянии захватить в своих миксах то же самое количество звуковых деталей».
Фильтрованная версия петли для «Save Room» обрабатывалась через Waves Renaissance Bass и McDSP EQ.
«Таким образом, я работаю гибридным способом: с «коробкой», аналоговым микшером и «навесным» оборудованием (подключенным к микшеру). Я сделаю субмикширование в «коробке» и, к примеру, мои барабаны выйдут из Pro Tools уже в виде четырёх или шести треков. Я пропущу их через 12-канальную Neve sidecars с эквалайзерами 33114. У меня также есть сумматоры Chandler и Dangerous Music. Суммирование за пределами DAW даёт, на мой взгляд, более лучшее качество. Хотя, высокое цифровое разрешение тоже имеет огромное значение. Я люблю, когда люди присылают мне треки в 88,2кГц. Я могу слышать различие и любить его!»
Полнодиапазонная версия петли также фильтровалась плагином McDSP EQ. На шине посыла стоял плагин TC Chorus Delay, который добавлял ширину к стереокартине.
«Относительно дебатов «плагины против аппарата» я могу сказать, что на мой слух, виртуальный эквалайзер не кажется столь же гладким, как эквалайзер Neve. Я использую виртуальные эквалайзеры прежде всего для того, чтобы сокращать какие-либо частоты. Я не делаю больших частотных повышений при их помощи, хотя я иногда действительно использую Sony Oxford. Я люблю эффекты от Waves и Sound Toys. Также я использую TC, особенно их новый плагин Vintage Reverb. Я полагаюсь на виртуальные компрессоры только для того, чтобы управлять уровнем. На них можно установить действительно быструю атаку, которая поймает некоторые из транзиентов, которые, вероятно, аналоговый компрессор поймать не сможет. Но для создания звука я использую Neve 33609, Chandler TG1, Dbx 160a, LA3A, Pendulum ES8, Distressor, GML8200 и тому подобное. И вообще, я и на «навесное» оборудование тоже не слишком полагаюсь…»
«Save Room»
Авторы: John Legend, will.i.am, Jessyca Wilson, Buddy Buie, James B Cobb
Продюсеры: John Legend, will.i.am
«Первой вещью, что я делаю, когда получаю чей-то премикс, это сохраняю его под другим именем. Я никогда не переписываю файл, который мне присылают. Я часто работаю с will.i.am и с его материалом, и обычно сохраняю все настройки его плагинов в отдельной папке. Это позволяет мне свободно изменять любые параметры настроек, которые он имел. Обычно, я облегчаю некоторые из его EQ или убираю некоторые плагины, потому что собираюсь заменить их аппаратными устройствами. Will использует плагины гораздо интенсивнее, чем я. Мы знаем манеру работы друг друга и он ожидает, что я «пощипаю» его плагины. На песне «Save Room» использовалось много плагинов, и его премикс великолепно звучал – так что, я хотел держаться поближе к тому, что он имел. Таким образом, все его плагины остались в миксе».
Петля: McDSP Filter Bank F2, Waves Renaissance Bass, TC Works Chorus/Delay
«Этот трек базируется на засэмплированной гитарной петле гитариста Gabor Szabo (композиция «Stormy»). Петля находится на треке 18, а на треке 16 находится та же самая петля, но с которой отфильтровали всё, кроме низких частот. Таким образом, она функционировала как басовый трек – на песне нет никакого другого баса. Эти две петли идут по всей песне, хотя трек 18 выбывает в запевах и там остаётся «низкочастотная» версия (трек 16). McDSP Filter Bank F2 вынимает из неё всё, что выше 2,84кГц. На треке 18 он же убирает частоты ниже 146,6Гц и скатывает частоты выше 18кГц».
Петля, формирующая основу «Save Room», используется в аранжировке дважды. Непрерывная партия на треке 16 была отфильтрована, чтобы оставить только лишь одну басовую составляющую. Эта же петля на треке 18 является полнодиапазонной версией.
«На треке 16 также присутствует плагин Waves Renaissance Bass, усиливающий басовое содержимое. Renaissance и F2 прибыли из оригинального премикса. Я бы сделал эту работу, главным образом на «навесном» оборудовании: я немного повышу низ и скомпрессирую вещи при помощи LA2A и Neve, чтобы держать их полными и круглыми. Will очень интенсивно использовал Renaissance, но я не повёрнут на этом. Я думаю, что он добавляет гармоники, которые отсутствуют в оригинальном звуке. Это напоминает мне о Dbx Subharmonic Synthesizer, который был очень популярен в конце 80-х и начале 90-х».
Проект «Save Room» содержал и засэмплированные, и живые барабаны. Тони Мазерати использовал Beat Detective, чтобы немного отквантовать последние.
«Обе петли записаны в моно. Поэтому, я повесил на посыл трека 18 плагин TC Works Chorus (AUX 19). Он немного раскрывает звук, добавляя похожий на реверберацию эффект. Я хотел, чтобы звук прибывал с обеих сторон. Скорость была довольно медленной (0,35Гц) – я никогда не иду выше 1Гц. Я не хотел излишней яркости в нём, поэтому сократил на 6dB частоты выше 12 кГц».
«TC Works Chorus-Delay – один из моих любимых плагинов (из-за его тонкости). Я использую его на многослойном материале, делая посылы с треков. У TC самые лучшие хорусы. Даже в те времена, когда они выпускали только лишь педали эффектов, их хорусы, а также хорусы от Roland, были лучшие. У роландовских хорусов был более разнузданный звук, а у TC – более точный. В течение многих лет я использовал педаль TC1210, да и сейчас иногда её использую. Этот плагин практически идентичен ей. Но, тем не менее, мне хочется, чтобы TC переиздала 1210 в виде плагина».
Барабаны: Waves Renaissance Equaliser, Digirack Expander/Gate II, TC Reverb One
«Когда Вы работаете с петлёй, очень важно сделать так, чтобы весь остальной материал полностью соответствовал ей. Вся дополнительная инструментовка должна звучать так, как будто она прибывает непосредственно из этой же петли. Обработав петлю, я перенёс своё внимание на барабаны. В самой петле уже были некоторые барабаны. Также имелась запрограммированная партия (треки 5 – 15) и живые барабаны. Живые барабаны звучали великолепно и добавляли много «кайфа», но я не хотел, чтобы они слишком сильно изменяли общий грув. Запрограммированные барабаны – ритмический шаблон, и я управлял живыми барабанами посредством Beat Detective и выровнял их с запрограммированными».
«Имеется хлопок (clap) из TR808 на треке 5. Will использовал две бочки – треки 7 и 8. Я добавил свою бочку на трек 5. Мой бас-барабан был более пробивным, его же, как обычно, были более округлые (один из них был взят из TR909). Теперь что касается обработок: на малом барабане (трек 23) я использовал API EQ, повышая, скорее всего, на 3dB частоты в районе 10кГц и в районе 80 (или 110)Гц. Это даёт хорошую вершину и основание. Я также использовал Waves Renaissance Equaliser, чтобы убрать некоторую «квадратность» на 248Гц и добавить немного высоких (начиная с 5,7кГц). На треке 24 (опять же малый барабан) у меня стоял Digirack Expander/Gate II, который управлял излишним скрежетом».
Тони Мазерати создал эффект gated-реверберации, подключив Digidesign Reverb One через Expander/Gate II, управляемый треком малого барабана.
«Я также сделал посылы с треков 23 и 24 на шины 47, 48 и 64. Некоторые другие треки тоже пользуются ими. Например, оверхэды (29 и 30) и микрофон окружения (32). Они все маршрутизованы на ревербератор Reverb One (AUX 6, трек 36). Я закрываю этот ревербератор гейтом, управляемым малым барабаном (трек верхнего микрофона) – это простой старинный способ создать gated-реверберацию. Трек 64 работает на ключевой вход Digirack Expander/Gate II, а на треке 36 находится Digidesign Reverb One. Я управляю гейтом (открываю его) только сигналом верхнего микрофона, который позволяет мне намного лучше управлять окружением. Это такой же способ, каким бы я использовал аналоговый гейт».
Духовые и гитары: Digirack D-Verb, Waves Renaissance Compressor, McDSP Filter Bank E6.
«Духовые находятся на треках 38 – 40. Через шину посыла (AUX 2) сигнал с них подаётся на Digirack D-Verb (трек 41). Этот плагин прибыл из премикса, поскольку я его вообще не использую. Но мне понравился звук, я именно тот «короткий» способ, которым работала реверберация. Были установлены очень короткое время распада (110мс) и предзадержка 40 мс. Это создавало лёгкий «обратный удар».
Проект включал в себя два вокальных трека, записанных в разное время и с разным звуком. Большая часть обработки была сделана для того, чтобы заставить эти треки сотрудничать.
«Гитары находятся на треках 43 – 45. Waves Renaissance Compressor прибыл, вероятно, из оригинального премикса, но я здорово «пощипал» его, так что теперь он не столь навязчив и более чист. Моя компрессия подавляет только лишь на 3dB, а Will, как я уверен, не только «душил» звук намного сильнее, но и добавлял много усиления (gain). Я также обрабатывал гитары «навесным» оборудованием и использовал, вероятно, Neve 33609 или LA3A и Chandler TG1. Также, трек 43 обрабатывался через эквалайзер McDSP Filter Bank E6. Я убирал частоты ниже 48,4Гц и сделал узкий вырез в районе 229Гц. Так я заставлял гитару работать с петлёй».
Вокалы: McDSP Filter Bank E6, Waves Renaissance Compressor, Renaissance EQ, L1 Ultramaximiser
«У песни есть два ведущих вокала – на треках 48 и 49. Вы можете видеть, что на них я использую много виртуальной обработки: пришлось делать много решительных вещей. Вероятно, они были записаны в разное время и с разными звукооператорами. Скорее всего, эти люди халатно отнеслись к обеспечению повторяемости результатов. Я серьёзно порицаю такую нехватку усилий с их стороны – в этой работе есть свои определённые стандарты. John Legend – феноменальный вокалист, и прежде, чем он войдёт в Вашу студию чтобы сделать запись, Вы должны обратиться к другим звукооператорам, которые уже работали с ним. Узнайте у них, что они использовали – особенно потормошите того парня, на чью запись Вы собираетесь делать наложение. Это – то, что я сделал, когда первый раз записывал Джона».
Цепь обработок для первого вокального трека: McDSP EQ, Waves Renaissance Compressor, L1 Ultramaximiser и Renaissance EQ.
«Нам понравился ведущий вокал, у него была энергия, которую мы не хотели потерять, но треки были записаны достаточно непоследовательно. На скриншоте Вы можете увидеть повсеместные перепады уровня. Пришлось потратить много времени и энергии на редактирование, чтобы дать компенсацию за частотные аномалии и сделать эти треки совместимыми. Также надо было сохранить и вызвать всю энергию, заложенную в них. На треке 48 у меня стоит Filter Bank, который выдвигает тонну основания и немного снимает вершину. Renaissance Compressor выравнивает вещи, используя очень медленную атаку».
Цепь обработки второго вокального трека: два McDSP Filter Bank для уборки низких частот; Waves L1 Ultramaximiser и Renaissance EQ.
«Обычно, я не использую L1 Ultramaximiser на ведущем вокале, но он уже стоял там и помогал получить от вокала некоторую ясность и энергию. Renaissance повышал всё, что выше 9кГц, а Filter Bank делал понижение в этом же районе. Так я давал компенсацию за L1, который делает кое-что, чем я не очень доволен. Многое из того, что я делаю, просто даёт компенсацию за плохую запись».
«Наконец, я пропустил его через R4 Renaissance EQ, поскольку после нескольких дней сведения я почувствовал, что он нуждается в большем количестве верхов. Я не хотел изменять настройки на моём «навесном» устройстве (GML 8200). Также, я дополнительно эквайлизовал вокалы на пульте. Таким образом, я правил тяжёлой рукой, в попытке создать взаимное соответствие между этими двумя треками (на трек 49 также были добавлены некоторые эффекты). Но конечный результат мне кажется довольно хорошим».
Опубликовано в журнале «Sound on Sound» в марте 2007 года
Перевод подготовил Бережной Вячеслав